Развитие воображения

Существует немало способов, как развить воображение. Чтобы оттачивать креативные способности, нужно регулярно заниматься творческими заданиями, отказаться от стереотипов, включить нестандартное видение мира. Эйнштейн считал, без воображения невозможно делать научные открытия, даже обладая знаниями в данной сфере. Без фантазии невозможно придумать новый способ решения проблемы, новый закон, предмет, механизм или конструкцию.

воображение

Определение

Воображение – многоплановая, разносторонняя психическая деятельность, содержащая логический и чувствительный компоненты. В сравнении с другими познавательными функциями результатом этого процесса становится создание нового, оригинального материала. Воображение – это самопроизвольная функция, которая проявляется без заметного детерминизма (обусловленности причинами), потому что не подчиняется каким-либо законам.

Это следствие схождения случайных, разнообразных факторов. Воображение приравнивается к творчеству, чтобы включить эту способность, нужно ставить перед собой задачи, как требующие креативного подхода, так и стимулирующие работу правого полушария, которое отвечает за способность мечтать и фантазировать. Фантазия отражает появление новых образов, представлений, знаний. Проявления фантазии:

  • Реалистичные, отстраненные образы, не присутствующие в данный момент.
  • Искаженное отображение действительности, мечты, иллюзии.
  • Неверное представление индивида об объектах и событиях, не воспринимавшихся ранее.

Воображение – способность разглядеть целое раньше его составляющих, навык переноса свойств, качеств, функций одного объекта на образ другого, результат интеграции таких процессов, как мышление, фантазия, восприятие, представление. Становление личности неотделимо от проявления творческих способностей. В рамках познавательных актов эта функция позволяет находить соотношение усвоенных знаний и единичного события, феномена.

Научиться фантазировать нужно, чтобы преуспеть в таких сферах, как наука, искусство, в любой профессиональной деятельности. Например, ученый делает открытия благодаря умению представлять исход вероятных процессов. Деятель искусства создает художественные произведения благодаря развитому чувству эстетики.

Благодаря воображению человек объединяет в рамках познавательного акта накопленные знания и опыт, феномены прошлого, настоящего, будущего. Именно воображение помогает узнавать старого знакомого, который отрастил бороду или изменил прическу. Эта способность является двигателем научно-технического прогресса и культурного развития общества. Если возникает вопрос, как развить фантазию, следует прислушаться к советам психологов.

фантазии

Методы развития у взрослых

В повседневной жизни эта способность помогает разнообразить игры с детьми, сделать взаимоотношения с партнером интригующими, не банальными. В карьере фантазия нередко помогает успешно справляться со сложными заданиями, разрабатывать и реализовывать уникальные бизнес-проекты. Смекалка и хорошее воображение помогут выпутаться из каверзной ситуации, сохранить свое достоинство в случаях, когда непредвиденные обстоятельства грозят неприятностями.

Развитая фантазия делает человека более гибким и адаптивным. Такие люди меньше страшатся неприятностей, потому что не сомневаются, что смогут найти выход из положения. Для развития воображения у взрослых регулярно выполняют задание – продолжают фразу: «Если я смогу включить фантазию, моя жизнь изменится в плане…». Поочередно обдумывают и рассматривают изменения во всех сферах жизни.

Для тренировки воображения делают упражнение – выполняют обычные бытовые задачи нестандартными способами, выбирая варианты, которые помогают справиться с заданием быстрее и лучше. Нужно подумать на тему, как по-другому помыть яблоко, приготовить обед, украсить комнату, развешать одежду, и сделать работу оригинально, отказавшись от привычных схем. Другие упражнения для развития воображения:

  1. Наблюдение. Расположиться за столиком в кафе, наблюдать за посетителями, додумывая свойства характера и подробности личной жизни. Обычно представляют детали, связанные с профессиональной деятельностью человека, угадывают его семейное положение, мысли и желания. Усложняя задание, вообразите, что изменилось бы в вашей жизни, если бы вы оказались на его месте.
  2. Ассоциации. Поставить на листе бумаги несколько точек в произвольном порядке, соединить их линиями. Присмотреться к получившейся фигуре, определить, какие ассоциации возникают. Усложняя задачу, привлекают в игровой процесс помощника. Попеременно дорисовывают к исходной фигуре элементы, чтобы она преобразовывалась в другой предмет (например, из мяча получают гирю, затем корзинку, затем переносную стерео-колонку). Другой вариант упражнения на развитие ассоциативного мышления и фантазии: пишут список из 10 предметов. Придумывают к каждому предмету, как можно больше слов-ассоциаций.
  3. Буриме. Придумывают четверостишия на заданные рифмы. Усложняя задачу, сочиняют стихотворения, состоящие из нескольких четверостиший.
  4. Дизайн. Придумывают новые модели одежды, форму и варианты декора предметов. Эксперименты с традиционной формой предметов обихода тренируют пространственное мышление.

дизайнер

Чтобы развивать воображение у взрослых, нужно чаще посещать выставки искусства, особенно таких направлений, как абстракционизм, кубизм, авангардизм, сюрреализм, постмодернизм, андеграунд. Созерцание аллюзий, парадоксальных сюжетов и форм – лучший способ пробудить фантазию. Рассматривая необычные картины, нужно стараться уловить заложенный художником смысл, разглядеть мельчайшие детали в рамках целостного образа.

Психологи советуют собирать оригинальные вырезки, статьи, фотографии, рисунки, размещенные в журналах и газетах. Пересмотр накопленных образцов чужого творчества провоцирует всплеск собственной фантазии. Считается, что у детей и подростков фантазия более развита, чем у взрослых. На самом деле в подростковом возрасте фантазия проявляется слабее, что связано с отсутствием жизненного опыта.

В результате продукт воображения отличается простотой, незамысловатостью, нередко примитивностью. Новые впечатления, судьбоносные события оставляют глубокий отпечаток в сознании, что способствует проявлению творческого потенциала. Мышление детей освобождено от шаблонов и стереотипов, что позволяет фантазировать без ограничений. Взрослые предпочитают действовать по шаблону, дети находят неординарные пути решения.

Чтобы улучшить фантазию и воображение, нужно мыслить, как ребенок. Например, на простые вопросы типа: «Откуда берется дождь?» или «Почему небо синее?», находить оригинальные ответы без отсылки к учебникам и научным теориям. Тренировка навыков фантазирования предполагает подключение творческих способностей. Ежедневно ставят перед собой новые задачи, требующие креативного подхода и решения. Примеры:

  • Придумать 10 вариантов окончания любимой книги.
  • Найти 10 вариантов применения обычной тарелки кроме стандартного накладывания пищи.
  • Разработать 10 вариантов концепций вечеринки с друзьями.

Чтобы развитие фантазии продолжалось без помех, следует исключить факторы, которые мешают процессу. Например, самокритика не лучший помощник в деле развития творческих способностей, поэтому лучше избегать критических замечаний в свой адрес. Психологи советуют больше гулять на свежем воздухе и путешествовать. Ходьба в сочетании с повышенными дозами кислорода стимулирует мыслительную деятельность. Впечатления, которые неизменно сопровождают путешествия, способствуют всплеску эмоций и зарождению новых идей.

Способы развития у детей

Чтобы развить фантазию и воображение у ребенка, применяют такие методы, как рисование, лепка, оригами, аппликация. Для рисования выбирают определенную (пейзаж, натюрморт, животное) или свободную тему. Во втором случае происходит визуализация образов, созданных в сознании ребенка. Техника рисования без кисточки способствует развитию фантазии. Вместо кисти используют губку, перо птицы, деревянную палочку.

рисование губкой

Театрализованные игры – пример способа тренировки воображения. Для начала можно предложить группе детей разыграть готовый сценарий. Затем сюжет становится результатом коллективной творческой деятельности. Каждый участник сценки придумывает себе монологи, манеру поведения, совершает поступки и действия, подстраиваясь под игру других персонажей. Упражнения на развитие фантазии включают сборку конструкторов и составление икебаны.

Применение таких исходных материалов, как кубики или песок, безгранично расширяет возможности для творчества, реализации разноплановых идей. Занятия, развивающие творческие способности, включают постановку задач, где требуется проявить сообразительность. Например, украсить торт с учетом характера торжества, расставить игрушки в комнате, следуя определенному принципу (мягкие и корпусные, животные и конструкторы, большие и маленькие). Другие методы:

  1. Совместное рассказывание историй. Взрослый начинает рассказ, ребенок продолжает. На протяжении повествования рассказчики меняются несколько раз.
  2. Создание предметов декора из природных материалов (листья, шишки, ветки деревьев).
  3. Изготовление фотоколлажей. Из старых фотографий формируют новые сюжеты, образы с использованием цветной бумаги, вырезок из журналов.
  4. Трансформация коробки. Большая картонная коробка благодаря усилиям ребенка превращается в гараж, дом, класс школы, больницу, космический корабль.
  5. Игра в превращение. Предложите ребенку представить, что он превратился в птицу, животное, сказочного персонажа. Нужно показать, как двигается, что делает выбранный прототип.

игра в превращения

Упражнения, которые улучшают умение фантазировать, связаны с придумыванием историй. Предложите ребенку интересную тему и услышите рассказ с захватывающим сюжетом. Например, попросите ребенка представить, что он оказался один на острове, предложите рассказать, что он предпримет в такой ситуации. Другие варианты темы – ребенок стал великаном или гномом.

Воображение – способность, присущая каждому человеку. Ее можно улучшить, чтобы добиваться успеха в разных сферах жизни. Чтобы развить фантазию, регулярно делают упражнения.

Ссылка на основную публикацию