Заикание у детей – нарушение речевой функции, характеризующееся неоднократным повторением и пролонгацией фонем, слогов и слов. В результате речь становится прерывистой. Нарушение речевого ритма обусловлено частыми остановками и неуверенностью, нечеткостью произношения звуков и фраз. Распространенность патологии составляет 1-5% населения. В 90-95% случаев расстройство речи дебютирует в возрасте 2-7 лет. Заикание у мальчиков диагностируется в 4 раза чаще, чем у девочек, в большинстве случаев возникает на фоне поражения мозга в перинатальный период.
Характеристика
Заикание у детей дошкольного возраста развивается поэтапно. В начальной стадии у ребенка, овладевающего навыками речи, наблюдается физиологическое повторение слогов как результат ассоциативной атаксии (нарушение согласованности движения мышц, управляющих элементами речевого аппарата).
Вторая стадия проявляется диссоциативной атаксией вторичного типа, которая коррелирует с запаздыванием или нарушением развития в результате повреждения мозгового вещества. Как следствие происходит нарушение тонкой дифференцировки (возникновение различий) произвольных функций, регулируемых двигательным компонентом речевого аппарата. Из-за неспособности элементов речевого аппарата точно выполнять команды мозга, происходит нарушение речи.
Третья стадия проявляется ассоциативной афазией. Ребенок в возрасте пяти лет, который неправильно произносит фонемы и слова, осознает дефекты речи и старается их корректировать. Концентрация внимания на произношении ассоциируется с рефлекторным возбуждением, в результате появляются акустические нарушения вторичного типа.
Логоневроз у детей – заикание невротического генеза, начинается по причине нарушения сократительной способности мускулатуры речевого аппарата, что учитывается при выборе тактики лечения. Логоневроз сопровождается нарушением плавности, скорости и размеренности устной речи.
Причины возникновения
Заикание – неврологическое заболевание, которое лечит врач-невролог, кто выявляет причину речевого расстройства. Чаще ключевой этиологический фактор – повреждение (чаще перинатальное) головного мозга. В результате нарушается взаимодействие между мозговыми структурами, обеспечивающими речевую функцию. Причины патологии, когда ребенок начал заикаться, связаны с повреждением мозговых структур – речевых центров.
У таких детей параллельно часто выявляется минимальная дисфункция мозга (ММД). Другие сочетанные заболевания: нарушение мозгового кровотока (дисциркуляторная энцефалопатия), церебральная гипертензия (повышение показателей внутричерепного давления). Провоцирующие факторы:
- Соматические, неврологические заболевания в анамнезе.
- Эмоциональные переживания, стрессы.
- Физическое, умственное переутомление.
Одна из причин возникновения – наследственная предрасположенность. Патология выявляется у близких родственников с частотой 18%. У близнецов этот показатель достигает 77%. Риск развития нарушений у детей, чьи родители страдали от заикания, оценивается в 9-17% для девочек, 22-36% для мальчиков.
Сопутствующие симптомы
Заболевание, когда ребенок заикается, чаще дебютирует в возрасте 3-6 лет, что связано с интенсивным формированием речевой функции в обозначенный период, если появились первые признаки, нужно делать диагностику для подтверждения или опровержения подозрений. Дебютные признаки у ребенка 3 лет:
- Затруднения при инициации речи.
- Вынужденные остановки между отдельными слогами и словами.
- Повторение звуков, слогов в начале слова.
- Дополнительные звуки (обычно «а», «и») перед произнесением слова.
- Уменьшение объема речи.
Некоторые дети в возрасте 4 лет и старше, освоившие первичные речевые навыки, отказываются разговаривать из-за дефектов речи. Молчание может продолжаться до 24 часов. Сопутствующие проявления включают повышенную тревожность, раздражительность, агрессию, плаксивость.
На фоне нарушения психо-эмоционального фона ребенок становится замкнутым, отказывается возвращаться в детский сад, что связано со страхом перед насмешками сверстников. Такие дети часто страдают от бессонницы и отсутствия аппетита. Как следствие у них нередко выявляются заболевания желудочно-кишечного тракта психогенной этиологии.
Диагностика
Чтобы узнать, почему ребенок заикается, нужно записаться на прием к врачу-неврологу. В логопедии классификация патологии осуществляется с учетом причин возникновения, что выясняется при помощи диагностики, это позволяет эффективно бороться с речевыми расстройствами. Диагноз ставят на основании данных анамнеза и клинической картины. Основные инструментальные методы:
- Электроэнцефалография.
- Электромиография.
- МРТ, КТ.
В ходе визуального осмотра оценивается состояние мышечных структур, тонкая моторика и двигательная активность в целом. Параллельно исследуется уровень слухового и зрительного восприятия. Показаны консультации офтальмолога и отоларинголога.
Методы лечения
Заикание у детей лечат врачи разных специализаций, в том числе невролог, психиатр, логопед, в зависимости от этиологических факторов и от того, какие симптомы преобладают. Чтобы вылечить заикание у ребенка применяют такой метод, как перестройка нарушенных речевых навыков. Проводятся мероприятия:
- Занятия с логопедом для отработки техники речи.
- Аутогенная тренировка.
- Психотерапия (индивидуальные, групповые занятия).
- Тренировка речевых навыков. Предполагается отработка сопряженной (одновременное произнесение слов и фраз двумя и больше людьми), отраженной (индивидуальное и групповое повторение слов и фраз вслед за ведущим-логопедом), вопросно-ответной (формирование и произнесение ответа на заданный вопрос), спонтанной (неподготовленные фразы, описание картинок, придумывание историй на заданную тему) форм речи, чтение художественной литературы – стихов и прозы.
Лечение заикания у детей независимо от причин возникновения предполагает занятия с логопедом. Особое значение при отработке речевых навыков приобретает постановка правильного дыхания. Дыхательная гимнастика, позволяет контролировать дыхание в момент произнесения звуков, что улучшает дикцию.
Дыхательная гимнастика сочетается с массажем. Расслабляющие массажные движения устраняют мышечные спазмы, тонизирующие – улучшают кровообращение и кровоснабжение мышц речевого аппарата. Кроме классических приемов практикуют точечный массаж.
Большое значение при коррекции заикания у детей 5 лет имеет тренировка расслабления скелетных мышц. Мышечная релаксация достигается в ходе занятий танцами, во время плавания и бега. Упражнения для расслабления мышц, рассчитанные на пациентов дошкольного возраста, удовлетворяют условиям – простота исполнения и возможность выполнять в любой обстановке.
Детей вовлекают в создание театрализованных представлений по мотивам популярных сказок. Чтобы излечить логоневроз в детском и подростковом возрасте, можно воспользоваться советами доктора Комаровского. Известный врач рекомендует соблюдать режим дня и понижать уровень тревожности малыша. Следует набраться терпения и не подгонять ребенка, который разговаривает заикаясь. Категорически запрещается ругать ребенка или высказывать ему замечания типа: «Говори нормально».
Медикаментозная терапия
Медикаментозное лечение заикания у детей школьного возраста и подростков проводится с целью стимуляции резервного потенциала мозга. Восстановление цикличного ритма работы мозга помогает убрать сопутствующие синдромы, к примеру, гиперактивности и дефицита внимания. На фоне медикаментозной терапии улучшается функция памяти и способность концентрировать внимание, что коррелирует с успешным логопедическим лечением.
Лекарства от заикания у детей выписывает врач-невролог. Обычно это таблетки седативного действия. Применение успокоительных препаратов обосновано в случаях, когда причины речевых расстройств ассоциируются с эмоциональными потрясениями, стрессовыми воздействиями. По показаниям врач может назначить противосудорожные, ноотропные средства, корректоры мозгового кровотока и транквилизаторы.
Упражнения
Лечение заикания у детей в домашних условиях осуществляется при помощи специальных упражнений в несколько этапов.
Режимные мероприятия
Чтобы эффективно лечить заикание у детей, которым исполнилось 4 года и старше, нужно соблюдать такие условия, как обеспечение здорового питания и полноценного отдыха. Ночной сон дошкольников длится не меньше 8 часов.
Другие мероприятия:
- Ограничение пребывания за компьютером, просмотра телепередач перед сном.
- Сокращение активных, подвижных игр и других занятий в вечернее время.
- Избегание стрессовых воздействий (семейные конфликты).
- Уменьшение умственных нагрузок.
- Прогулки на свежем воздухе.
Разговаривая с ребенком, нужно поддерживать спокойный тон, использовать плавную, неспешную речь без повышения силы голоса. Чтобы избежать у малыша физического и умственного перенапряжения, нужно ограничить посещение дополнительных секций, кружков.
Чтобы узнать, как вылечить ребенка от заикания, нужно обратиться к врачу-неврологу, который выяснит причину нарушений и назначит адекватную терапию.