Тренировка слуховой памяти

Слуховая память олицетворяет способность человека воспринимать информацию на слух, хранить и воспроизводить ее при необходимости. Это компонент сенсорного вида памяти, который отвечает за сохранение в течение непродолжительного времени сведений, поступающих через органы слуха. Регулярная тренировка слуховой памяти приводит к увеличению объема всех видов аудиальной информации, которую человек способен запомнить.

внимательно слушать

Определение

Слуховая память – это форма сенсорного восприятия информации для последующего хранения и использования. Синонимами слуховой являются эхоическая и аудитивная память. Информация, поступающая через органы слуха, с высокой точностью сохраняется в течение нескольких секунд.

Этот вид памяти устойчив к повреждениям, возникающим в результате поражения мозгового вещества. Обычно при тяжелых формах амнезии способность воспринимать и запоминать информацию на слух сохраняется. Невозможно одновременно улавливать большое количество звуковых стимулов, чтобы они были различимы.

Эхоическая память отражает способность воспринимать все разнообразие звуковых стимулов, которые воспроизводятся во внешней среде. Объем кратковременной и долговременной аудитивной памяти во многом зависит от индивидуальных особенностей человека и генетических факторов. Примеры слуховой памяти:

  • Повторить номер телефона, который только что услышал.
  • Воссоздать в сознании имя человека, с которым только что познакомился.
  • Отвечать на вопрос, который только что прозвучал.

Как для любого другого вида памяти для слуховой формы типично избирательное запоминание сведений, которые ассоциируются с яркими эмоциями, вызывают интерес, провоцируют появление чувств. Развитое слуховое восприятие обуславливает хорошую обучаемость при помощи устных объяснений и словесных инструкций. Обладатели хорошей слуховой памяти лучше и быстрее осваивают навыки орфоэпии (образцовое литературное произношение), правила интонирования речи, вырабатывают выразительность речевых конструкций.

Диагностика

Диагностика состояния слуховой памяти обычно осуществляется по методике А. Лурия «10 слов». Методика заучивания 10 слов является тестом на слуховую память, который отражает способности ребенка или взрослого воспринимать информацию на слух, запоминать и воспроизводить ее в дальнейшем. Тестирование требует определенных условий:

  1. В комнате поддерживается тишина, посторонние разговоры и шумы недопустимы.
  2. Испытуемому называют 10 слов, предлагая их запомнить.
  3. Слова для тестирования подбирают с учетом критериев – однообразие (односложные или двусложные существительные в именительном падеже, единственном числе), отсутствие смысловой связи (к примеру, нельзя одновременно использовать слова «стол» и «стул»).

После зачитывания серии слов испытуемому предлагают повторить их. Тестирование с использованием 1 набора слов повторяется 5-6 раз без перерывов. После 6 попытки делают перерыв на 1 час. По завершении указанного периода испытуемый должен назвать слова, которые он запомнил, без предварительного зачитывания.

человек размышляет

Количество слов, которые испытуемый сумел повторить в течение 1 серии, отражает уровень кратковременной слуховой памяти. Количество слов, которые испытуемый сумел повторить после часового перерыва, отражает уровень долговременной слуховой памяти.

Другой несложный тест: попросить собеседника назвать вам 4 любых однозначных числа, к примеру, «8», «1», «3» и «5». Задача испытуемого сводится к повторению названных чисел в обратном порядке.

Признаки нарушений

Упражнения на развитие слуховой памяти нужно выполнять, если наблюдаются признаки нарушения функции запоминания аудиальной информации. Сложности при обработке слуховых стимулов могут возникать как результат задержки развития речи. Детям с нарушениями речевой функции сложно повторять новые слова, необходимые для расширения словарного запаса.

Нарушения обработки аудиальных сведений коррелируют с такими расстройствами, как трудности приобретения навыков чтения, дислексия (нарушение обучения навыкам чтения и письма), дискалькулия (неспособность к выполнению арифметических задач). Признаки дефицита эхоической памяти:

  1. Сложности при выполнении пошаговых инструкций.
  2. Увеличение периода времени, необходимого для обработки звуковых стимулов.
  3. Плохая успеваемость в школе.
  4. Поведенческие нарушения, связанные с возникновением чувства неполноценности из-за нарушений восприятия звуковых стимулов.
  5. Сложности при изучении иностранного языка, понимании чужой речи.
  6. Отсутствие музыкального слуха.

Развитие слухового внимания и восприятия позволяет корректировать нарушения. В норме развитие восприятия информации на слух в детском возрасте происходит спонтанно и естественно. Когда ребенок слушает сказки, которые читают вслух взрослые, происходит становление навыков слухового восприятия. Проговаривание и повторение услышанного материала способствует закреплению приобретенных навыков.

Музыкальная память

Процесс запоминания музыкальных произведений – это музыкальная память. Она является компонентом музыкальных способностей, благодаря которому поддерживаются такие навыки, как чувство ритма и музыкальный слух. Кроме непосредственно музыкального произведения в памяти сохраняется информация, передающая эмоциональное состояние человека в момент прослушивания или проигрывания музыки.

Чтобы развить музыкальную память, применяют такой метод, как голосовое воспроизведение композиции без применения инструмента, что позволяет лучше запомнить мелодию, опираясь на слуховое восприятие. Если нужно запомнить большое музыкальное произведение, следует разбить его на фрагменты и осваивать постепенно. Мысленное повторение мелодии концентрирует внимание на слуховых образах.

На занятиях с дошкольниками делают музыкальные упражнения, которые предусматривают голосовое повторение ребенком прослушанной мелодии. Важно, чтобы ребенок передал ритмический рисунок, темп, характер звучания. Для совершенствования музыкального слуха запоминают и постоянно напевают любимые песни, передавая не только точный текст, но и малейшие звуковые оттенки оригинального исполнения.

девочка с пианино

Развитие способности к запоминанию у взрослых

Чтобы развить слуховую память, эксперты рекомендуют концентрировать внимание на звуках окружающего пространства, таких как пение птиц, шум шагов, стук молотка, возглас, донесшийся из подъезда. Прислушиваясь к разным звукам, человек тренирует систему слухового восприятия.

Развить слуховую память у взрослого поможет такой способ, как прослушивание аудиокниг при любой возможности, к примеру, в общественном транспорте, добираясь на работу или на дачу. После прослушивания аудиозаписи, важно анализировать услышанный материал, стараться мысленно или вслух воспроизвести почерпнутую информацию.

Эксперты советуют читать вслух, выбирая подходящую интонацию и четко проговаривая фразы. Упражнение способствует развитию дикции и пополнению словарного запаса. Хорошо тренирует слуховое восприятие такое упражнение, как повторение диалога из любимого кинофильма. Просматривая киноленту, нужно приостановить просмотр, записать на листе бумаги только что услышанный диалог героев.

Отличным тренажером для мозга станет определение на слух предметов обстановки. Для выполнения этого задания нужен помощник, который заставит обычные вещи в доме издавать звуки. Тому, кто выполняет задание, завязывают глаза. Затем помощник берет любой предмет интерьера и воздействует на него, чтобы получился звук, к примеру, шуршание страниц журнала, стук ножек переставленного на другое место стула или звон хрустальной вазы, по которой постучали металлической ложкой.

Упражнения для тренировки запоминания у детей

В общеобразовательных учреждениях для развития слухового восприятия учебного материала применяют такие методы, как написание изложений и диктантов.

дети пишут в школе

Упражнения для развития способности к запоминанию у детей дошкольного возраста:

  • Упражнение 1. Рекомендовано для группы детей, которые предварительно рассаживаются по кругу. Первый участник называет произвольное слово. Следующий участник повторяет первое слово и добавляет к нему новое. Следующий участник повторяет оба предыдущих слова, которые были названы другими детьми раньше, и добавляет новое. Игра продолжается пока замыкающий участник не повторит все услышанные ранее слова. Количество участников игры не превышает 15 человек. Каждый раз игра начинается с нового участника. На начальных этапах занятий лучше выбирать слова, объединенные общей тематикой. Затем, чтобы усложнить задание, можно выбирать слова, не связанные по смыслу. Если в игре участвует двое детей, они по очереди добавляют новые слова, пока общее количество слов не достигнет 15.
  • Упражнение 2. Рекомендовано для группы детей. В игре используется принцип вышеописанного упражнения с той разницей, что вместо повторения слов составляется и повторяется предложение. Первый участник называет простое предложение, состоящее из 2 слов, к примеру, «Снег идет». Второй участник дополняет предложение новым словом, к примеру, «Белый снег идет». И так далее.
  • Упражнение 3. Понадобятся фигурки животных и игровое поле, оформленное в виде доски для игры в шахматы. Каждый участник ставит свою фигурку на начальную позицию – на первую линию. Воспитатель направляет передвижение фигурок по доске, по очереди отдавая команды участникам, к примеру, «Две клетки вправо». Постепенно задача усложняется при помощи увеличения числа шагов, которые должна совершить фигурка, к примеру, «Две клетки влево, одна клетка вперед», затем «Три клетки вперед, две клетки вправо, одна клетка назад».
  • Упражнение 4. Воспитатель хлопает в ладоши, задавая определенный ритм и характер звучания. Дети повторяют хлопки в той же последовательности, соблюдая заданную длительность пауз между отдельными хлопками и громкость отдельных хлопков.

Развивающие, веселые игры на развитие слуховой памяти ассоциируются с отдыхом и развлечением. Дети с удовольствием выполняют задания, которые построены по принципу групповой игры. Интересное упражнение для развития слуховой памяти у младших школьников предполагает использование цветных карандашей.

Учитель заранее готовит черно-белую картинку, которая подкрепляется устным рассказом. В сюжете рассказа можно использовать праздничные и текущие события (украшение елки, сбор цветов и листьев для гербария, примерка наряда для предстоящего бала) или фрагменты из популярных сказок. Прослушав рассказ, в котором учитель обязательно указывает, какого цвета должны быть детали, изображенные на картинке, дети рисуют, передавая в своем рисунке все оттенки, какие запомнили.

дети рисуют

Для развития слуховой памяти у дошкольников используют сюжеты детских сказок. Воспитатель собирается читать детям сказку, предложив запомнить и после прослушивания повторить ряд, связанных по смыслу слов. К примеру, всех животных, которые были участниками сказки («Теремок», «Волк и семеро козлят»), всех персонажей («Кот в сапогах», «Красавица и Чудовище»), всех предметов, повлиявших на сюжетную линию («Аленький цветочек», «Волшебная лампа Алладина»).

Чтобы улучшить слуховую память, нужно ее тренировать, выполняя разные задания, в основе которых лежит такой принцип, как повторение прослушанного материала.

Ссылка на основную публикацию