Большие полушария в пределах головного мозга – наибольший самый передний отдел. Благодаря структурам коркового слоя, покрывающего гемисферы, человек способен чувствовать, понимать, разговаривать, ориентироваться в окружающей среде. К примеру, при поражении лобных отделов нарушаются психоэмоциональные реакции, возникают двигательные расстройства. Повреждение теменных отделов сопровождается нарушением восприятия размеров и положения собственного тела в пространстве.
Характеристика
Большие полушария – конечный отдел головного мозга, который отличается характерным строением и выполняет много функций, важнейшая из них – обеспечение взаимосвязи организма с окружающим миром. Конечный отдел – самая крупная по размерам мозговая структура. Центральная борозда разделяет конечный отдел мозга на большие полушария, которые соединены системой тонких тяжей, образованных соединительной тканью.
Поверхность гемисфер отличается сложным рельефом благодаря наличию множества борозд и извилин. Кора, покрывающая большие полушария, представлена серым веществом, ее сложное, дифференцированное строение определяет многообразие выполняемых функций. Подкорковый слой состоит из белого вещества, в пределах которого располагаются базальные ганглии, иначе именуемые нервные ядра.
Внутри белого вещества находятся боковые желудочки. Толщина коры, покрывающей большие полушария, составляет около 1-5 мм. Масса коркового слоя составляет 78% от веса всего головного мозга. Значение коры в пределах больших полушарий обусловлено ее основной функцией – поддержанием всех видов сознательной деятельности.
Строение
Морфологическое строение больших полушарий в пределах головного мозга предполагает наличие коркового слоя, состоящего из серого вещества, и подкорковых отделов, образованных белым веществом. Внутри массива белого вещества находятся локальные участки серого – ядра. Белое вещество служит основой для нервных волокон:
- Ассоциативных. Объединяют разные функциональные участки в рамках одной гемисферы.
- Комиссуральных. Соединяют участки разных гемисфер, чаще симметрично расположенных.
- Проводящих. Связывают отделы мозга – головного и спинного, благодаря чему образуется единая сеть ЦНС.
Строение коры, покрывающей большие полушария, предполагает наличие борозд (углублений относительно поверхности) и извилин (возвышенностей относительно поверхности). В анатомии площадь коры, покрывающей большие полушария, увеличивается за счет присутствия борозд. Продолжительность и глубина борозд – индивидуальные характеристики человека.
Корковый слой, образованный из серого вещества, содержит центры управления, которые отвечают за высшие психические функции, что взаимосвязано с такими процессами, как познавательная и мыслительная деятельность. Кора, покрывающая большие полушария в пределах головного мозга, координирует функции организма, формируя адаптивные реакции на внешние воздействия. Корковый слой образован 6-ю видами клеток.
Цитоархитектоника (расположение клеток в ткани) коры предполагает наличие молекулярной, зернистой (наружной, внутренней), пирамидной (наружной, внутренней), полиформной пластинок. В пределах головного мозга различают поверхности полушарий – верхнелатеральную (охватывает боковые верхние участки), медиальную (находится в срединной области), базальную (прилегает к основанию черепной коробки).
Верхнелатеральная поверхность обладает выпуклой формой, прилежит к костным структурам, образующим свод черепа. Плоская медиальная поверхность располагается напротив аналогичной поверхности второй гемисферы. Каждая гемисфера состоит из 5 долей. Лобная доля коры, покрывающей большие полушария – это самый большой отдел конечного мозга. Центральная борозда, анатомически поперечно пересекающая головной мозг – граница между лобной и теменной долями в рамках больших полушарий.
Сильвиева, известная так же как латеральная, борозда проходит в пределах больших полушарий перпендикулярно центральной, отделяя височную долю конечного мозга от двух сегментов – лобного и теменного. Теменно-затылочная борозда – граница теменного сегмента в задней стороне. Островковая доля в пределах гемисфер головного мозга находится в глубине сильвиевой борозды. Островковая доля просматривается, если приподнять участки лобной и височной долей, которые ее прикрывают.
Сильвиева, известная так же как боковая, борозда, которая отделяет участок височной доли от мозговых структур лобной и теменной – одна из самых крупных. Она образуется на 14-й неделе внутриутробного развития. Мелкие борозды, разделяющие доли коры большого мозга на извилины, формируются на 24-38 неделе, образуя своеобразный рельеф поверхности полушарий, индивидуальный для каждого человека.
Борозды и извилины 3-го порядка продолжают развиваться после рождения, наиболее интенсивно на 1-м году жизни. В лобной доле коры в пределах больших полушарий параллельно центральной пролегает прецентральная борозда, отделяющая, ограничивающая прецентральную извилину – центр, где происходит инициация и регуляция сознательной двигательной активности, направляемой волевым усилием.
Прецентральную извилину перпендикулярно пересекают лобные борозды (верхняя, нижняя). Они разделяют на сегменты лобные извилины. На заднем участке лобной извилины, расположенной снизу, находится центр Брока, который отвечает за речевую функцию. В теменной доле параллельно центральной пролегает постцентральная борозда.
Расположенная между указанными бороздами постцентральная извилина является центром чувствительности, который отвечает за реакции организма на болевые, тактильные, температурные воздействия. Височные борозды (верхняя, нижняя) пролегают в височной доле, располагаются параллельно сильвиевой борозде.
Височные борозды разделяют на сегменты височные извилины, где в верхней части располагается центр, отвечающий за функцию слуха, и центр Вернике, ответственный за речевую функцию. Шпорная борозда, которая обеспечивает зрительную функцию, пролегает в затылочной доле, где граничит с теменно-затылочной бороздой.
Функции
Большие полушария покрыты корковым слоем, который содержит структуры, поддерживающие высокие психические функции. Высшая деятельность нервной системы подразумевает совокупность рефлексов (условных, безусловных) и психических реакций, определяющих адекватное поведение в изменяющихся условиях под воздействием природных и социальных факторов.
Роль корковых отделов велика в обеспечении взаимодействия с окружающей средой. Основные направления деятельности: синтез, интеграция, анализ. Структуры коры объединяют возбуждения, которые возникают в разных функциональных зонах, дифференцируют и интегрируют раздражения, поступающие от рецепторов, расположенных по всему телу.
Импульсы, передаваемые рецепторами, отделяют по характеру, интенсивности, формируя соответствующие ответные реакции. Функции коркового слоя больших полушарий дифференцированы и локализованы на разных участках головного мозга. С учетом функционального направления выделяют зоны:
- Двигательные. Расположены в области центральной (прецентральной) извилины, находящейся спереди. На этом участке формируются импульсы, вызывающие сокращение скелетной мускулатуры, приводящие в движение конечности, голову, шею и другие части туловища. Верхние сегменты двигательной зоны взаимодействуют с мышечными рецепторами в нижних конечностях. Средние сегменты взаимосвязаны с мышечными рецепторами туловища, нижние – с мышечными рецепторами головы.
- Чувствительные. Включают зрительную и слуховую зоны, участки кожной, вкусовой и обонятельной чувствительности.
- Ассоциативные. Находятся в теменной, лобной долях и других отделах коркового слоя. Обозначенные участки обеспечивают взаимосвязь между узкоспециализированными процессами, к примеру, способностью читать написанный текст, слышать речь и говорить в ответ.
Участок кожной чувствительности находится в теменной доле в области центральной (постцентральной) извилины, находящейся сзади. Сюда поступают импульсы, исходящие от кожных рецепторов. В затылочной доле пролегает участок зрительного восприятия. В височной извилине, пролегающей сверху, находится участок слухового восприятия.
В лимбической системе (мозговые структуры, расположенные ниже конечного мозга, окружающие таламус с обеих сторон) коркового слоя находится участок, отвечающий за вкусовое восприятие. Сюда поступают импульсы от рецепторов, находящихся в слизистой оболочке языка и ротовой полости.
В пределах лимбической системы также располагается зона обонятельного восприятия, в которую поступают импульсы от рецепторов, находящихся в носовой полости. Функции речи локализованы в коре больших полушарий – на участке Брока и Вернике, которые, если говорить кратко, находятся в лобной и височной долях.
Зона Брока (моторный центр речи) расположена в области лобной извилины, пролегающей снизу. Зона Вернике (центр восприятия речи) расположена в области височной извилины, пролегающей сверху. В теменной и затылочной долях находятся участки, ответственные за восприятие и понимание письменной речи, угловая извилина отделяет обозначенные отделы друг от друга.
Признаки и последствия поражения
Неполное повреждение мозговых структур в области прецентральной извилины сопровождается парезами (мышечная слабость, приводящая к уменьшению объема, скорости, интенсивности двигательной активности). При значительном повреждении мозгового вещества в пределах прецентральной извилины развиваются параличи (отсутствие двигательной активности).
Повреждение мозгового вещества на участке постцентральной извилины в одной гемисфере приводит к утрате кожной чувствительности в контралатеральной (противоположной) половине туловища. Повреждение обозначенного участка в обеих гемисферах сопровождается анестезией – полной потерей чувствительности кожи в обеих половинах тела.
Повреждение нервной ткани в затылочной доле приводит к корковой слепоте, когда пациент теряет способность видеть при наличии здоровых органов зрения. При повреждении мозгового вещества на участке височной извилины, пролегающей сверху, происходит нарушение слухового восприятия. К примеру, человек не способен различать музыку или не понимает значение услышанных слов.
Двухстороннее повреждение нервной ткани на обозначенном участке приводит к корковой глухоте. Человек теряет слуховую функцию при наличии здоровых органов слуха. Поражение коркового слоя лимбической системы сопровождается искажением вкуса или потерей вкусового восприятия. При повреждении мозгового вещества лимбической системы также нарушается обонятельная функция – обоняние ухудшается или человек перестает различать запахи.
Повреждение зоны Брока ассоциируется с дизартрией, когда человек понимает обращенную к нему речь, но не способен сам произносить звуки и слова вследствие нарушения иннервации элементов речевого аппарата. Повреждение мозгового вещества в зоне Вернике приводит к утрате способности понимать речь при сохранении навыка произнесения слов. Повреждение нервной ткани в области угловой извилины приводит к утрате навыка понимать письменный текст.
Роль структур коркового слоя сводится к обеспечению и поддержанию сознательной и рефлекторной деятельности. К примеру, апраксия (утрата навыков совершать целенаправленные действия, следуя намеченному плану) развивается при повреждении мозолистого тела или участков теменной доли – надкраевой и угловой извилин. Такие пациенты теряют способность собирать пазлы, копировать жесты, повторять движения.
Повреждение нервной ткани в области лобного полюса (передняя наиболее закругленная часть лобной доли) сопровождается поведенческими нарушениями. У человека понижается критическая оценка своих действий, изменяется мотивация (доминируют пищевые и половые стимулы), возникают апатия и равнодушие, нередко наблюдается эйфория (повышение настроения) или дисфория (понижение настроения).
Параллельно выявляются признаки: оживление рефлекторных реакций орального автоматизма (сосательный рефлекс, вытягивание губ в направлении вперед), неконтролируемое напряжение мышц-антагонистов (действуют в противоположных направлениях относительно друг друга). При нарушении взаимосвязей лобных зон с мозжечком возникает атаксия – нарушение согласованности при движениях, обусловленных сокращением группы мышц.
Мозговые структуры больших полушарий относятся к конечному отделу мозга, определяют поведение человека, регулируют все виды сознательной и бессознательной деятельности.