Развитие зрительной памяти

Зрительная память отражает умение человека воспринимать и хранить сведения об объекте внешнего мира, полученные при помощи органов зрения. Этот вид памяти предполагает способность людей к воображению и особенно важен для представителей определенных профессий – художников, инженеров, дизайнеров. Тренировка зрительной памяти помогает развить навык.

запоминание

Определение и виды

Память – познавательный процесс в составе высших психических функций, способность человека хранить в сознании и мысленно воспроизводить образы, впечатления, опыт, события. Различают виды памяти (классификация по сенсорной модальности – категории восприятия и ощущения) – зрительная, двигательная, слуховая, вкусовая, обонятельная.

Модальность влияет на механизмы формирования воспоминаний. В зависимости от длительности хранения данных различают кратковременную и долговременную. Зрительная – это такая память, которая предполагает наличие семантической и эпизодической формы, что позволяет дифференцировать механизмы формирования, использования и связанные с ними нейрофизиологические процессы.

Семантическая часть является хранилищем объектов внешнего мира и их осмысленных значений. Эпизодическая часть тесно связана с сознанием, вмещает образы и события, может быть кратковременной и долговременной. Удержание образа в сознании коррелирует с его трансформацией, которая выражается в действиях:

  • Упрощение, опускание, исключение деталей.
  • Преувеличение, усиление отдельных подробностей.
  • Преобразование визуального паттерна в симметричную, единообразную фигуру.

Форма запоминаемого предмета чаще округляется или расширяется, цвет изменяется в сторону распространенных, часто встречающихся оттенков. Неожиданные, редкие образы запоминаются яснее, четче и ярче. В ходе преобразования, случившегося в период запоминания, нестандартный, оригинальный визуальный паттерн становится более усредненным, типичным. Зрительная память сложно поддается произвольному, осмысленному управлению, поэтому многие люди задаются вопросом, как ее развить.

Хорошая зрительная память обычно бывает в детском и подростковом возрасте. У взрослых людей лучше развита логическая память. Чтобы тренировать зрительную память, нужно мысленно воспроизводить заданные изображения, представляя мельчайшие детали картинки, такие как оттенки цвета, форма, положение объектов в пространстве.

мышление

Механизмы формирования

В нейрофизиологии память рассматривается как свойство ЦНС, которое заключается в сохранении информации о событиях, происходящих в окружающей среде, реакциях организма на них, умении неоднократно воспроизводить и корректировать мысленно запечатленную информацию. Развитие зрительной памяти невозможно без использования такого приема, как повторение, которое усиливает запоминание.

Психофизические и нейрофизиологические механизмы процесса запоминания основаны на восприятии объекта внешнего мира, как набора специфических признаков, закодированных в единый, цельный образ. Чувствительность системы, опознающей объекты, хранящиеся в памяти, у разных людей различается. Извлечение нужного объекта из недр памяти осуществляется при помощи стимулов, которые воспринимаются нейронами в ассоциативных зонах мозга.

Исследователи обнаружили, что зрительная память хранит сведения о большом количестве объектов и частично об их свойствах. В рамках тестового задания испытуемые после просмотра каталога из 10 тысяч фотоснимков в 83% случаев выбирают увиденную ранее фотографию из двух альтернативных вариантов (один присутствует в каталоге, другой – нет). Причем время, отведенное на первоначальный просмотр каталога, составляет несколько секунд.

Другой эксперимент заключался в том, что испытуемым в течение определенного времени показывали каталог из 2,5 тысяч фотоснимков, разделенных на категории. Изначально перед испытуемыми ставили задачу запомнить больше детальных сведений о предъявленных объектах. Тестовое задание предполагало предъявление ранее показанного стимула в 3 вариантах: в паре с объектом из другой категории, в паре с объектом из той же категории, те же самые объекты в другом положении или в другом состоянии.

Испытуемые верно идентифицировали стимулы, предъявленные при первоначальном и повторном просмотре, в 92%, 88%, 87% случаев соответственно. Эксперимент подтверждает способность человека запоминать специфические характеристики объекта.

Механизм воспоминания строится на автоматических и осознанных мыслительных процессах. В первом случае человек подсознательно испытывает чувство, что объект ему знаком, во втором – целенаправленно пытается извлечь информацию из памяти.

Инструментальная диагностика (ЭЭГ, электроэнцефалограмма) функции зрительной памяти показала негативную волновую активность в лобной области мозга при возникновении чувства знакомого по отношению к объекту. При попытке целенаправленного воспоминания возникают позитивные волны в теменных и центральных зонах мозга. Проверка зрительной памяти у пациентов с повреждением мозгового вещества в височной доле показала сложности при распознавании визуальных образов.

электроэнцефалограмма

При поражении лобной доли испытуемые сохраняли способность распознавать визуальные паттерны, но затруднялись при выполнении задач, связанных с пространственной памятью. Для исключения патологий, влияющих на ухудшение восприятия и запоминания визуальных образов, рекомендуется пройти обследование у врачей-специалистов: офтальмолога, невролога.

Проверка эффективности запоминания

Чтобы проверить, насколько эффективен процесс запоминания визуальных паттернов, можно пройти тестовое задание. Для этого нужно взять 10 изображений, которые вы не видели раньше. Просмотреть их поочередно в течение минуты. Затем убрать и перечислить все картинки по памяти. Очередность не имеет решающего значения. Важно вспомнить как можно больше картинок. Результат 8-9 изображений считается отличным, 4-7 изображений – удовлетворительным, меньше 3 изображений – неудовлетворительным.

Как развить и улучшить

Улучшить зрительную память помогут занятия спортом – американские ученые доказали связь между такими процессами, как физическая активность и способность к запоминанию. Регулярное выполнение физических упражнений стимулирует выработку глутаминовой кислоты и ГАМК (гамма-аминомасляная кислота). Эти вещества необходимы для поддержания процессов умственной деятельности. Упражнения на зрительную память:

  1. Упражнение 1. Разделение изображения на фрагменты. Часть картинки запомнить проще, чем целое изображение. Нужно разделить исходный визуальный паттерн на отдельные части и запоминать их поочередно. Этот принцип используется при изучении основ китайского языка. Студентам предлагают запомнить «ключи» – знаки, из которых складываются иероглифы. В результате, чтобы овладеть языком, состоящим из десятков тысяч иероглифов, понадобится выучить несколько сотен «ключей».
  2. Упражнение 2. Тренировать внимательность. Умение концентрировать внимание на деталях позволяет воспринимать визуальный образ четче, подробнее и яснее, что способствует запоминанию. Для тренировки можно применять обычные головоломки типа «Найди отличия», когда на двух примерно одинаковых картинках несколько небольших фрагментов различаются. Подобные упражнения можно найти на специализированном сайте, чтобы выполнять их «онлайн», одновременно развивая память и стимулируя деятельность мозга.
  3. Упражнение 3. Использовать принцип синестезии – наделение визуальных объектов дополнительными свойствами (запахи, текстура, вкус, звук). При том происходит четкая идентификация картинки, которая выделяется из массы похожих изображений необычными, нехарактерными для нее качествами. В результате визуальный паттерн запоминается лучше. Нетипичные свойства, присвоенные картинке, впоследствии помогут быстро отыскать ее в глубинах памяти.
  4. Упражнение 4. Рисовать сложные, фигурные орнаменты. Изображения со сложной геометрической структурой запоминаются сложнее, потому что не подлежат логической оценке и осознанию. Оптимальным предметом-прототипом для изображения на бумаге являются текстурные материалы – срез мрамора или древесины, перламутр. Скопировав оригинал, отложите его в сторону и нарисуйте снова по памяти.
  5. Упражнение 5. Применять принцип ассоциаций – запоминать картинку, как последовательность слов. Когда сложно запомнить пейзаж, нужно подробно описать его словами, используя определения, максимально точно отражающие особенности каждого элемента картины. К примеру: «У края дороги стоит дуб. На вид он старше берез, преобладающих в лесу, потому что гораздо толще их и в два раза выше. Некоторые сучья у дуба обломаны, кора местами ободрана. На фоне ухоженных, аккуратных берез, дуб выглядит корявым и грубым». Вербализация помогает концентрироваться на ускользающих от зрительного восприятия моментах.
  6. Упражнение 6. Развить привычку запоминать детали. Поговорив со знакомым на улице и двинувшись дальше, восстановите в памяти его образ, вспомните, во что он был одет, какая у него была прическа, мысленно воспроизведите его мимику и жесты.

память

Развивать зрительную память при помощи упражнений нужно ежедневно, тогда не замедлят себя ждать такие результаты, как увеличение скорости запоминания и улучшение детального восприятия визуального стимула. Человек начинает четче воспроизводить хранящийся в памяти образ, вспоминая мельчайшие подробности.

Визуальная память отвечает за пространственное и композиционное восприятие. Чтобы улучшить запоминание визуальных образов, можно делать такое упражнение. Разбросать по столу несколько небольших предметов (спички, цветные бусины) так, чтобы они лежали в произвольном порядке и занимали небольшую площадь. Нужно смотреть на композицию в течение нескольких секунд, затем накрыть ее листом бумаги и попытаться вспомнить детальное расположение объектов.

Если сразу не получается вспомнить все подробности, можно уменьшить количество предметов. Выполняя тесты для тренировки зрительной памяти в течение нескольких недель, удастся добиться успешного результата. Затем можно постепенно добавлять предметы композиции. Это упражнение помогает развить фотографическую зрительную память – впоследствии мимолетно взглянув на картинку один раз, вы сможете мысленно воспроизводить ее в деталях.

Зрительная память помогает распознавать предметы окружающего мира, ориентироваться на местности, различать лица людей. Ежедневно выполняя простые упражнения, натренируете свои способности к запоминанию визуальных образов.

Ссылка на основную публикацию