Эмоциональная память – это способность индивида фиксировать, обобщать, удерживать в сознании эмоциональные следы значимых событий. Этот компонент мнестической функции впоследствии нередко становится инструментом, формирующим структуру личности, определяя такие категории, как мотивы, мировоззрение, ценности, психологические установки, вкусы.
Определение
В психологии эмоциональная память – это способность запоминать и впоследствии воспроизводить чувства. Когда человек вспоминает события прошлого, он визуализирует в сознании образы, действия, слова и свои чувства, переживания, которые сопутствовали ситуации. Например, случайная встреча с приятелем, который безразличен, может создать отличное настроение на целый день, если с ним связаны воспоминания о радостных, веселых событиях.
Индивиду свойственно бледнеть при мысли о страхе, пережитом в далеком прошлом, или краснеть при воспоминании о постыдном поступке или перенесенном унижении. Аффективная память направляет поведение индивида, который, например, стремится избегать воспоминаний о трагическом событии, чтобы вновь не испытать неприятные, болезненные эмоции.
Выступая в качестве регулятора поведенческих реакций, способность запоминать эмоции, участвует в предотвращении повторных аморальных поступков, которые сопряжены с пережитым ощущением стыда, неприязни к себе. И наоборот, способствует повторению благородных поступков, которые ассоциируются с чувством гордости и внутреннего удовлетворения.
Эмоциональная память отличается от когнитивных видов (вербальной, образной) и связана с сущностью индивида, что обусловлено направленностью мнестических процессов на личность в отличие от таких видов памяти, как образная и вербальная, ориентированных на внешние факторы (переработка информации, поступающей из окружающего мира).
Память на чувства – это подсистема, которая отвечает за фиксацию, консолидацию, воспроизведение чувственных состояний, отражающих отношение индивида к определенным событиям, субъектам и объектам. Аффективная информация кодируется при помощи субъективных реакций, которые отождествляются с состояниями – приятно или неприятно, комфортно или дискомфортно, полезно или бесполезно.
Эмоциональные следы – мнемические структурные единицы этого вида памяти, из которых образована аффективно-когнитивная структура. Основные компоненты структуры – когнитивные образы объектов, вызывающих эмоции, отношение к объекту, проявляющееся в форме аффективного переживания. Основной продукт функционирования подсистемы – чувства, которые характеризуются признаками:
- Предметность. Отношение к объекту в соответствии с его мотивационной значимостью. Чувство всегда ассоциируется с каким-либо предметом, который зафиксирован в сознании в форме вещи, символа, идеи.
- Модальность. Устойчивое векторное направление – позитивное, негативное.
- Способность к формированию, развитию. Эмоциональное общение с годовалым ребенком провоцирует формирование у него этой памяти, что проявляется в установлении устойчивых связей с объектами внешнего мира, обладающими значимостью. Развитие личности происходит с обязательным участием становления и постоянного совершенствования сферы чувств.
Чувство формируется постепенно. В процессе формирования чувства ситуативные эмоции переживаются многократно, ассоциативно привязываются к объекту. В результате в сознании образуются устойчивые аффективные связи с объектами. Накопление эмоционального опыта происходит посредством попадания индивида в ситуации, которые провоцируют появление разноплановых эмоций, при столкновении с объектами, способными волновать и вызывать переживания.
Примером эмоциональной памяти служит страх, который испытывает индивид при воспоминании о пережитой психотравмирующей ситуации, приятные эмоции запоминаются после веселых событий, таких как свадьба, рождение ребенка, встреча с друзьями, посещение развлекательного мероприятия.
Эмоции, принявшие форму устойчивого чувственного ощущения, формируют память, пребывая в ней в латентной (скрытой) форме, периодически трансформируясь в актуальную форму (яркое, живое переживание в текущий момент). В рамках накопленного эмоционального опыта сформировавшееся чувство становится личностной чертой, влияя на переживания, мысли, мироощущение и поведение индивида.
Аффективное ощущение актуальной формы, попадая в оперативную память, перерабатывается, дополняется, обогащается, привязывается к новым объектам. Аффективное ощущение латентной формы, попадая в долговременную память, ассоциируется с новым опытом, который впоследствии подлежит ассимиляции (объединению с предыдущим опытом).
Основные функции
Исследования, которые проводятся в сфере психологии, показывают, аффективные ощущения, переведенные из латентного в актуальное состояние, участвуют в координации моторной, когнитивной, психической, физиологической деятельности. Они помогают индивиду решать жизненные задачи. Мнемические следы выстраиваются в определенную структурную систему.
Например, в иерархии любви выделяют депрессивный, позитивный, вегетативный, сексуальный компоненты. В структуре гнева наблюдаются составляющие – агрессия, вегетативные нарушения, своеобразные двигательные реакции, проявление самоконтроля. Эмоциональная память играет значимую роль в познавательной деятельности. Для этой подсистемы типичны свойства:
- Быстрота формирования.
- Устойчивость, прочность.
- Непроизвольный характер воспроизведения.
Человек непроизвольно реагирует проявлением аффекта на внешний стимул, который ассоциируется с определенной ситуацией. Например, уловив запах духов любимой женщины, даже в случае ее отсутствия рядом, мужчина непроизвольно испытывает чувство удовольствия, нежности, страсти, сексуального желания.
Аффективная память лежит в основе талантливой актерской игры, когда актер вспоминает моменты жизни, ассоциирующиеся, связанные с чувствами, которые нужно воплотить на сцене. Например, если по сценарию нужно заплакать, актеры вспоминают реальное трагическое событие. Когда нужно изобразить страстные чувства, они воспроизводят в сознании образ реального любимого человека.
Аффективная память регулирует взаимоотношения индивида с окружающим миром, определяя его настроение и поступки, влияя на решения. Важная роль подсистемы прослеживается в изучении иностранного языка, истории, литературы. Психологи выяснили, что запоминание учебного материала происходит быстрее, если у ученика в рамках смыслового прочтения обучающих текстов формируются эмоции в отношении их содержания.
Если формируется личностное отношение ученика к содержанию учебного материала, в памяти запечатлеваются чувства, которые помогают лучше запомнить смысловой компонент текста. Эмоциональная память – важный элемент функции воображения. В контексте формирования личностного отношения к изучаемому материалу происходит оценка личности персонажей, исторических деятелей, их действий, домысливание сюжета и эпизодов истории.
Механизм участия эмоциональной подсистемы в процессе запоминания новой информации объясняет, почему ученики быстрее фиксируют и впоследствии воспроизводят сведения, которые вызвали у них интерес и выраженные эмоции. Аффекты мотивируют деятельность индивида, что отчетливо проявляется в сфере налаживания коммуникативных контактов.
Особенности проявления аффективных реакций
Эмоциональный тип памяти характеризуется воспроизведением аффективных следов прежнего опыта после того, как явления, спровоцировавшие аффект, уже исчезли. Ситуации, которые сопровождаются появлением определенных эмоций, нередко запускают механизм возвращения к эмоциям, пережитым в прошлом. В психологии эмоции считаются основой деятельности индивида во всех сферах.
Определенная эмоция возникает в тесной взаимосвязи с конкретной ситуацией, которая выделяется, как категориальная. Например, несправедливость вызывает агрессию и ярость, предательство – отвращение, негодование и досаду, благородный поступок – благодарность, симпатию и расположение. Благодаря градуировке эмоциональных ситуаций в коммуникативной сфере можно предугадать реакцию партнера.
Развитая аффективная память – предпосылка для способности сочувствовать и сострадать. Эмоция возникает как следствие физиологического возбуждения в ответ на раздражающий стимул. Качество эмоций зависит от оценки ситуации индивидом независимо от ощущений, отражающих физиологическую реакцию.
Воспоминания о любви, счастливых моментах, успехах в жизни дают силы противостоять жизненным сложностям и проблемам. В качестве примера можно привести ситуацию, когда умирающий от опухоли мозга муж перед смертью написал жене несколько писем, которые она получила после его похорон. Письма согласно воле усопшего, открывались с периодичностью 1 раз в месяц.
В каждом письме он напоминал ей о счастливых моментах совместной жизни и просил сосредоточиться на своих потребностях (купить новое платье, участвовать в музыкальном конкурсе, съездить на море), отстранившись от переживания горя. Эти письма помогли женщине пережить тяжелый период и вернуться к нормальной жизни. Она научилась жить самостоятельно, бережно храня память о супруге.
Чтобы воспроизводить позитивные аффективные воспоминания, рекомендуется вести дневник с записями о счастливых моментах – перечитывая написанное от раза к разу можно неоднократно переживать приятные ощущения прошлого. Чтобы вызвать отклик в виде слез, приступа смеха или крика ужаса, нужно вспомнить событие из прошлого, которое сопровождалось подобными эмоциями.
Эмоциональная память – совокупность чувств, связанных с пережитыми событиями, ассоциирующихся с определенными вещами, людьми, явлениями.