Как развить эмоциональный интеллект

Некоторые ученые рассматривают эмоциональный интеллект как ключ к успеху в личной жизни, социальной сфере и профессиональной деятельности. Эмоции влияют на компоненты познания, в том числе восприятие, обработку информации (мышление, память) и формирование реакций (ощущения, воображение), что определяет их решающую роль в развитии интеллекта и поведенческих навыков.

эмоциональный интеллект

Характеристика

Эмоциональный интеллект – это такая способность индивида объединять для решения поставленных задач логику, интеллект и эмоции, что позволяет осуществить умелое управление обозначенным потенциалом и достигать максимально высоких результатов в любом деле. Индивид, который адекватно воспринимает собственные чувства и направляет эмоциональный потенциал на достижение своей цели, обладает ЭИ (EQ).

Впервые термин появился в 1920 году благодаря работам американского педагога и психолога Эдварда Торндайка (Edward Thorndike). Торндайк охарактеризовал ЭИ как умение человека поступать обдуманно и разумно, вступая во взаимоотношения с окружающими людьми.

Позже его коллега Говард Гарднер (Howard Gardner) ввел понятие множественного интеллекта, который согласно представлениям психолога разделялся на внутреннюю (эмоции, проявляемые индивидом) и межличностную (эмоции, проявляемые окружающими людьми) формы.

Журналист и психолог Дэниел Гоулман (Daniel Goleman), издавший в 1995 году книгу «Эмоциональный интеллект», обосновал теорию о более важном определяющем значении EQ в сравнении с IQ (коэффициент интеллекта) при оценке личностных характеристик и свойств индивида.

Эмоциональный интеллект – умение осознавать значение и смысловое содержание эмоций, повышать уровень и качество общения, использовать знания для реализации таких задач, как определение причин проблем во взаимоотношениях и поиск способов устранения препятствий.

Роль и функции

Потребность прокачать эмоциональный интеллект ассоциируется с быстрым карьерным ростом, как результатом повышения трудоспособности и качества выполнения работы. Работодатели отмечают, что интеллектуальные способности не являются решающим критерием, влияющим на успех трудовой деятельности. Если сотрудник обладает высоким уровнем IQ, но не умеет ладить с людьми, это негативно сказывается на совместной работе команды.

Эмоциональный интеллект (EQ) влияет на коммуникативные качества индивида, определяет его взаимоотношения с коллегами, положение и статус в коллективе. Это свойство помогает улавливать оттенки настроения других сотрудников и выбирать выигрышные тактики общения в конкретных ситуациях, что в совокупности отражает умение работать в рамках коллектива.

общение в коллективе

Социальные навыки играют важную роль в достижении личного успеха. Эти способности не менее важны, чем умение мыслить логически или математический склад ума, при выполнении профессиональных поручений и социально-бытовых задач. Роль и влияние эмоционального интеллекта на жизнь человека:

  1. Улучшение трудоспособности.
  2. Уверенность в себе, довольство собственной внешностью и личностью.
  3. Умение определять настроение собеседника по выражению лица (мимике).

Люди с низким уровнем ЭИ могут добиться высокого социального статуса, заслужить уважение окружающих, пользоваться авторитетом и при этом не уметь наладить отношения в семье. Один из главных признаков высокого уровня ЭИ – эмпатия. Способность сопереживать, проявлять сочувствие позволяет устанавливать доверительные отношения с людьми, успешно взаимодействовать с ними.

Другая важная характеристика – отточенные коммуникативные навыки. Коммуникация в свою очередь является важнейшим компонентом успешной деятельности. Практически любой род занятий предполагает общение с людьми. Плодотворные взаимоотношения с коллегами, партнерами, клиентами положительно сказываются на результатах труда. Коммуникация представляет собой совокупность характеристик:

  • Передача сведений между отдельными индивидами.
  • Обмен информацией в рамках социума.
  • Смысловой компонент социального взаимодействия.

Социальный и эмоциональный интеллект – тесно соприкасающиеся, коррелирующие понятия. Коммуникация в рамках ЭИ отражает способность к социальной адаптации. Социальная адаптация – процесс изменения личности в ходе взаимодействия с окружающими. Эмоции составляют основу мотивирующей системы. Социальная среда и внешние условия определяют приоритеты – человек выбирает, какие мотивы доминируют.

Под действием указанных факторов происходит формирование свойств характера, осуществляется контроль над интересами и потребностями, оттачивается способность гибко изменять мотивы с учетом сложившихся обстоятельств. Неумение понимать собственные чувства, адекватно оценивать и воспринимать поведенческие реакции окружающих, регулировать свои эмоции и поведение – факторы, которые становятся препятствием для продвижения в карьере и достижения личностного успеха.

проблемы

Многие люди задаются вопросом, как развить эмоциональный интеллект, который существенно расширяет возможности индивида в любом деле. Совершенствуясь в этом направлении, человек учится управлять негативными эмоциями, такими как гнев, страх, агрессия. Развитый эмоциональный интеллект обуславливает успешность личности благодаря подключению механизмов:

  1. Улучшение процесса мыслительной деятельности.
  2. Повышение продуктивности труда.
  3. Активация структур мозга, обеспечивающих взаимодействие мыслительной деятельности и эмоций.

Если человек сумел развить ЭИ, это поможет лучше понять мотивы поступков других людей. Такого индивида отличает умение ценить свои достоинства и уважать себя за положительные свойства характера. Он независим от мнения посторонних и намечает цели, исходя из собственных интересов и представлений без учета влияния навязанных стереотипов. Он позитивно воспринимает свою личность независимо от наличия недостатков, руководствуется в принятии решений своими принципами и убеждениями.

Модели

Существует две школы эмоционального интеллекта, два подхода к его измерению и объяснению природы. Проблема заключается в несоответствии результатов диагностики разными методами. Сторонники смешанной модели эмоционального интеллекта считают, что управление сферой чувств и ощущений происходит под влиянием комплекса, состоящего из когнитивных функций и личностных качеств.

Сторонники модели способностей (Ability model) связывают ЭИ с когнитивными функциями, задействованными в переработке информации, отражающей чувства и эмоции. По мнению идеолога смешанной модели Д. Гоулмана, ЭИ лежит в основе мотивации индивида и его способности противостоять неприятностям. Смешанная модель рассматривает ЭИ как инструмент контроля побуждений.

Благодаря EQ индивид откладывает момент удовлетворения, регулирует настроение, сохраняет надежду. Согласно смешанной модели структура EQ включает компоненты: самосознание и самоконтроль, которые отражают личностные характеристики, участвующие в управлении эмоциональным фоном. Другие компоненты – эмпатия и регуляция отношений, обусловлены социальными навыками.

эмпатия

Идейные вдохновители модели способностей Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо придерживаются тезиса о единстве интеллекта и чувств. EQ рассматривается как возможность улучшения, стимуляции мыслительной деятельности. Это вид интеллекта, который выполняет обработку эмоций и в результате извлекает из знаний полезные выводы.

Как измерить

Для оценки уровня ЭИ применяются тесты модели способностей. Теория рассматривает эмоциональный компонент характера личности как талант, врожденный дар, уровень которого во многом зависит от генетических факторов. Другая теория (смешанная модель) отрицает возможность количественного измерения эмоций. Модель ориентирована на индивидуальные черты ЭИ.

В этом случае тестируемый человек самостоятельно оценивает свои чувства, на основании чего делают выводы о том, насколько объективно индивид воспринимает собственные эмоции и поведение. Проведение опроса предполагает ответ тестируемого на предложенный вопрос с последующей оценкой собственных способностей.

Тест содержит 15 компонентов, которые отражают способность индивида к социальной адаптации, умение выбирать логичные, обоснованные решения, сопереживать другим людям, испытывать позитивные чувства – радость, счастье. По результатам тестирования складывается единая картина эмоционального состояния.

Выделение обнаруженных личностных недостатков позволяет эффективно бороться с ними. К примеру, человек, который исправно выполняет служебные обязанности и при этом отличается авторитарным типом характера или излишней прямолинейностью, после тестирования осознает причины неумения находить общий язык и ладить с другими сотрудниками.

Нередко люди воспринимают себя иначе, чем окружающие. Супруга может не согласиться с мнением мужа, который считает себя оптимистичным и жизнерадостным человеком, назвав его пессимистом, неспособным сдерживать аффект. Тестирование помогает взглянуть на себя глазами окружающих, получить объективную оценку эмоционального компонента поведения. Признаки низкого уровня ЭИ:

  1. Нерешительность, неуверенность в себе.
  2. Склонность к самобичеванию, самокритике.
  3. Слабо развитые коммуникативные навыки.

Индивид с пониженным уровнем ЭИ испытывает сложности в личной жизни и профессиональной сфере из-за низкой самооценки. Такие люди чаще отличаются скромностью и способностью непредвзято, объективно оценивать личность других.

застенчивый мужчина

Эмоциональный интеллект можно развивать, применяя методики, которые направлены на познание собственной личности, истинных желаний и стремлений. Совершенствуя ЭИ, можно отстраниться от навязанных ценностей и социально одобряемых целей, выбирая индивидуальный путь достижения внутренней гармонии, ощущения удовлетворенности и счастья.

Способы развития

Эмоциональный интеллект у взрослого можно развивать самостоятельно, используя такие методы, как изучение эмоционального поведения окружающих и осмысленное построение моделей ответных реакций. Достижение результата происходит благодаря совершенствованию навыков:

  • Анализ своих эмоций, выражение чувств согласно ситуации.
  • Объективная оценка эмоций окружающих.
  • Когнитивная ассимиляция (усвоение) накопленного эмоционального опыта.
  • Адаптивная регуляция эмоциональных реакций индивида и людей, с которыми он взаимодействует.

Такие черты характера, как сопереживание, искренность, откровенность позволяют эффективно и быстро прокачивать ЭИ. Управление своими эмоциями подразумевает борьбу с фобиями и страхами, а также подавление вспышек раздражения, быстрый переход в состояние релаксации после приступа агрессии. Способы развития эмоционального интеллекта:

  1. Осознанность эмоций, в том числе негативных. Объективно и честно оценивать свое поведение, не пытаясь лгать себе и сглаживать «острые углы».
  2. Расширение словарного запаса. Чтобы повысить EQ, необходимо увеличивать количество слов, которые вы используете для описания ощущений и чувств. Такой подход поможет различать тонкие нюансы.
  3. Расширение представлений о видах и характере чувств. Чтобы улучшить EQ, близко, темпераментно общаются с людьми, проявляя эмоции и внимательно наблюдая за ответной реакцией. Нужно искренне интересоваться ощущениями других людей, чтобы налаживать позитивные коммуникативные связи и поддерживать приятное общение.
  4. Тренировка интернальности – локуса контроля внутреннего типа (свойство личности относить успехи и неудачи к личным заслугам – приложенным усилиям, положительным и отрицательным качествам характера).
  5. Тренировка самопознания. Чтобы накачать EQ, нужно познать себя, понять мотивы собственных поступков и поведения. Если научишься четко интерпретировать собственные чувства и побуждения, сможешь понять желания, стремления и настроение других людей.

задумчивый мужчина

Природная наблюдательность способствует развитию эмоционального интеллекта у взрослых и детей. Замечая, как окружающие реагируют на приятные и тягостные новости, требования, претензии, можно узнать много нового об эмоционально-чувственной сфере людей. Осознать, что такое эмоциональный интеллект и почему он помогает добиваться успеха, помогают специальные упражнения, которые способствуют развитию и проявлению разноплановых чувств. Несколько упражнений:

  • Упражнение 1. Не меньше 3 раз на протяжении дня проговаривать фразу, которая начинается словами: «Я ощущаю себя…», «Я чувствую…».
  • Упражнение 2. Анализировать прошедший день, выделять яркие пережитые чувства, определять стимулы и причины их возникновения.
  • Упражнение 3. Ежедневно практиковать технику самовнушения, прорабатывая установку о скоротечности и непостоянстве эмоций, акцентируя внимание на выводе – из-за переменчивости чувств легкомысленно и безосновательно ставить их во главу угла при принятии важных решений и при выборе модели общения.
  • Упражнение 4. Размышлять на тему, как ваши негативные эмоции (гнев, агрессия, ревность) влияют на настроение и поведение близких людей, друзей, коллег.
  • Упражнение 5. Идентифицировать собственные страхи и переживания, определяющие ваше поведение, выявлять их причины и устранять их.

Другая технология развития эмоционального интеллекта предполагает тренировку самоконтроля. Техника усиления самоконтроля предусматривает сохранение нейтралитета в тех случаях, когда возникают конфликты в офисе или между общими друзьями. В сложных, напряженных ситуациях важно дождаться момента, когда утихнут эмоции, и только после этого принимать решения.

Важно предварительно отработать варианты реакции на внешние раздражители (претензии, замечания), чтобы избегать спонтанных проявлений чувств и некорректных выражений. Психологи советуют придерживаться общеизвестного правила и относиться к окружающим людям так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам.

Программа развития эмоционального интеллекта у дошкольников включает рисуночные и игровые техники. Игры представляют собой естественную среду для психического и физического развития детей младшего возраста. Любые игры способствуют формированию навыков произвольности. Для тренировки EQ выбирают игры с эмоциональным компонентом.

Варианты игр: «Лицевая экспрессия» (ребенок по рисунку или фотографии описывает чувства, которые переживает изображенный человек), «Вербальное выражение» (ребенок называет и описывает известные ему эмоции). Рисование развивает EQ благодаря взаимосвязи творческого процесса и чувств. Рисунок отражает эмоциональное состояние ребенка и содействует рефлексии (размышления о чувствах, анализ ощущений) текущего переживания.

Обладатели высокого ЭИ быстро устанавливают эмоционально-насыщенные контакты с другими членами социума, вот зачем нужно развивать эмоциональный интеллект. Это ключ к успеху, способности целостно воспринимать мир и овладевать новыми знаниями.

Ссылка на основную публикацию