Возможности мозга человека

Возможности и ресурсы человеческого мозга ориентированы на поиск оптимальных решений, которые помогают индивиду адаптироваться к условиям среды и сохранять жизнь. Интеллект – индивидуальная, динамичная характеристика, отражающая способность индивида к мыслительной и познавательной деятельности. Благодаря интеллекту человек делает выводы, анализирует ошибки, чтобы не повторять их. Активность мозговых структур преимущественно скрыта от сознания. Мозг управляет чувствами и движениями человека, сокращая в нужный момент определенные мышцы, регулирует секреторную деятельность желез, работу сердца и системы дыхания.

мозг человека

Особенности работы

Многие ученые схожи во мнении, что возможности головного мозга человека безграничны, но пока недостаточно изучены. Существует много примеров, которые доказывают, что у возможностей мозга нет предела. Лиз Варлоу – музыкант симфонического оркестра в Лондоне, играет на альте, занимается музыкой с 8 лет. При этом женщина – глухая. Слух стал ухудшаться, когда Лиз исполнилось 16 лет. В 19 лет она перестала слышать совсем, что не помешало продолжить карьеру музыканта.

Это один из примеров успешной адаптации к изменившимся условиям. Исследования нейрофизиологов показывают возможность увеличивать количество синаптических контактов посредством обучения. Сознание определяет возможность достижения цели при помощи целенаправленной мыслительной деятельности. Мысленно воображая образы предметов, представляя желаемые события, человек приближает момент осуществления задуманного и достигает самых невероятных целей.

Мысль – энергетический поток, который возникает в нейрональной сети в ходе передачи сигналов между нейронами. Целенаправленное мышление ассоциируется с получением желаемого результата, как особенность взаимодействия с окружающими миром. В процессе мыслительной деятельности индивид опирается на аспекты:

  1. Моделирование, планирование.
  2. Эксперимент, прогнозирование.
  3. Причинность, оценка.
  4. Анализ, интеллектуальная обработка, сравнение сведений с информацией, хранящейся в памяти.
  5. Суждение, выводы.

Навыки, влияющие на способность думать, включают умение быстро находить нужную информацию в памяти, сопоставлять разные данные, делать логические, обоснованные выводы. Интеллект подразумевает способность выполнять такие задачи, как рассуждение, планирование, понимание сути проблемы и идеи, абстрактное мышление, обучение, владение языковыми навыками.

интеллект

Быстрое вычисление правильных ответов без опыта решения подобных задач – показатель высокого интеллекта. Индивидуальный показатель интеллекта отражен в значении IQ, которое определяется при помощи специальных тестов. IQ-тесты измеряют познавательные способности человека, его возможности в деле понимания, освоения, запоминания и применения новой информации.

Неограниченные возможности головного мозга проявляются в его влиянии на здоровье и качество жизни индивида. Пример влияния мозговых структур прослеживается в так называемом эффекте плацебо. Человеку дают таблетку, состоящую из физиологически неактивного вещества, называя ее эффективным лекарством от болезни. Если человек верит в чудодейственные свойства лекарства, его состояние улучшается.

Скрытые возможности мозга до конца не изучены. Ученые лишь однозначно утверждают силу его влияния на организм. Психосоматические заболевания являются следствием депрессии, эмоциональных переживаний. Если нарушена психическая деятельность, страдает весь организм, что проявляется в нарушении работы органов и частей тела. Например, воспоминания о травме конечности приводят к появлению чувства ослабления мышц в ней. Человек не может пошевелить рукой или ногой, хотя давно вылечился от травмы.

Сверхъестественные возможности мозга иллюстрируются примерами скоростного счета, когда человек мгновенно в уме выполняет операции умножения и деления многозначных чисел. Полиглоты – люди, способные изучать много языков, также служат примером безграничных возможностей мозга.

Невероятные способности мозга человека отражены в таких навыках, как скоростное чтение, когда человек на несколько минут прочитывает книжный том, состоящий из сотен страниц, или фотографическая память – возможность запомнить и воспроизвести информацию, размещенную на листе бумаги после однократного взгляда на нее в течение не больше 1 минуты. Способности мозга можно развивать, регулярно ставя перед собой интеллектуальные задачи.

Когнитивные технологии

Когнитивные технологии отражают процессы познавательной деятельности человека. Принцип работы мозга человека используется в системах искусственного интеллекта. Примером могут служить видеокамеры, которые устанавливают вдоль трассы, чтобы следить за лицами водителей автомобилей. Системы искусственного интеллекта за долю секунды способны определить, что водитель выглядит уставшим и собирается уснуть.

искусственный интеллект

Подобные нововведения призваны уменьшить количество аварий на дорогах, которые в большинстве случаев происходят из-за того, что уставший водитель утратил бдительность и способность концентрировать внимание. Другой пример когнитивной технологии – компактные видеокамеры, которые устанавливаются на плечо инвалидов по зрению.

Система сканирует окружающее пространство, определяет название улиц и номера домов, озвучивая информацию владельцу, что позволяет слепому человеку ориентироваться на улицах города без сопровождающего. Когнитивность машин, электронных устройств ассоциируется с особенностями работы мозга человека.

Системы искусственного интеллекта способны воспринимать информацию, обрабатывать и анализировать данные, делать логические выводы, самообучаться. Когнитивные технологии – важнейшие достижения современности. Когнитивная наука объединяет знания разных сфер – философии, психологии, нейрофизиологии. Картина реальности в рамках когнитивной науки представлена в форме измерений:

  • Объективное мироздание.
  • Субъективный образ в пределах объективного мира.
  • Взаимодействие между действительностью и репрезентацией (вторичное субъективное представление действительности).

Отношение между действительной реальностью и представлениями о ней отражают адаптационные способности индивида. Большое значение в рамках адаптации к окружающим условиям имеет степень ее адекватности. Когнитивная наука представляет собой совокупность знаний и технологию, которые используют для расширения возможностей нашего мозга.

Отличительная особенность технологии – социально-практическая польза. Пример применения когнитивных технологий – формирование виртуальной реальности в процессе профессиональной подготовки водителей, летчиков, космонавтов, диспетчеров.

Удивительные способности мозга

Деятельность мозга не останавливается ни на минуту, даже когда человек спит и отключает свое сознание. Мозг человека способен на непрерывную деятельность, которая не прекращается в период сна, что позволяет даже ночь использовать для овладения новой информацией.

мозг информация

В период сна, когда сознание полностью отключается, наш мозг продолжает работать, например, сортировать воспоминания, отсеивая ненужные и укрепляя полезные. Исследования показывают, когда человек спит, он лучше запоминает навыки, отработанные в течение дня.

В медленной фазе происходит лучшее усвоение фактов, информационного материала. В быстрой фазе закрепляются физические движения, отработанные танцорами, спортсменами, музыкантами. Человеческий мозг способен поддерживать биологические ритмы типа «сон-бодрствование» без каких-либо сторонних ориентиров, что наглядно продемонстрировал в ходе эксперимента американский нейрофизиолог Натаниэл Клейтман.

Исследователь, положивший начало научному изучению феномена сна, провел в темной, неосвещенной пещере месяц, чтобы выяснить, когда произойдет нарушение цикла «сон-бодрствование». По его теоретическим расчетам должен был произойти сбой с 24-часового цикла. Однако в течение месяца мозг ученого четко определял, когда наступает день и ночь, когда нужно просыпаться и ложиться спать. Удивительные способности человеческого мозга:

воспоминания

  1. Создание ложных воспоминаний. Эксперименты показали, около 70% людей несложно внушить мнение о вымышленных событиях. Например, заставить их думать, что они совершили кражу или нападение. Причем у участников эксперимента появились собственные воспоминания о вымышленных криминальных историях. Объяснение феномена кроется в способности мозга восполнять пробелы в памяти, когда человек усиленно пытается что-то вспомнить. В ход идет неточная или недостоверная информация.
  2. Предсказание будущего. Восприятие стимулов, поступающих из внешней среды, сопровождается мгновенным прогнозированием вероятных исходов, что позволяет организму адаптироваться к условиям окружающей действительности. Эта функция позволяет предсказывать будущее с учетом имеющихся совокупных сведений. Человек не всегда осознает последовательность логических заключений, сделанных мозгом на подсознательном уровне. По этой причине возможность предугадывать события кажется мистической и называется интуицией.
  3. Обзор на 360°. Каждому человеку хотя бы однажды приходилось испытывать чувство, что за ним кто-то наблюдает. Причем наблюдатель находится вне поля зрения. Объяснение феномена кроется в способности чувствительных рецепторов воспринимать внешние стимулы гораздо шире, чем осознает человек. Буддийские монахи учатся с закрытыми глазами находить предметы и попадать по ним мечом или палкой. Способность называется «шестое чувство».
  4. Мгновенная оценка окружающих людей и предметов. Всего десятая доля секунды нужна человеку, чтобы оценить нового знакомого или просто встречного. Мозг мгновенно суммирует сведения, которые поступают от зрительных, слуховых, обонятельных рецепторов, анализирует информацию, сравнивает данные с накопленным опытом и делает выводы.
  5. Исполнение роли будильника. Некоторые люди понимают, о чем речь. Они без всяких дополнительных устройств и часов просыпаются утром в одно и то же время. Если человек соблюдает режим – ложится спать и встает приблизительно в одинаковое время, биологические часы мозга подстраивают организм под график. Например, к моменту утреннего пробуждения активизируют деятельность мышц, органов зрения и слуха.
  6. Обучение во сне. В ходе экспериментов спящим людям давали слушать информацию разного содержания – музыкальную, текстовую, которая до этого момента была им неизвестна, незнакома. После пробуждения при повторе музыкальных или текстовых фрагментов участники эксперимента уверенно заявляли, что уже слышали подобное раньше. Например, прослушав звучавшее в период сна музыкальное произведения, они утверждали, что эти звуки кажутся знакомыми.
  7. Создание инноваций и обучение благодаря воображению. Воображение послужило основой для многих выдающихся научных открытий, например, для теории вероятности, разработанной Эйнштейном. Благодаря воображению человек может научиться играть на музыкальном инструменте, ни разу не взяв его в руки. Эксперименты доказали состоятельность подобного метода обучения. Участникам эксперимента словами объясняли, как нужно ставить пальцы рук и какие звуки при этом издает инструмент. В итоге все они смогли сыграть мелодию, которой обучились без использования музыкального инструмента.
  8. Работа в режиме автопилота. Когда человек основательно овладевает определенным навыком, мозг подключает структуры, которые впоследствии позволяют совершать действия автоматически без осознанного участия индивида, на автопилоте. Речь идет о навыках, доведенных до автоматизма, например, о движении пальцев при исполнении хорошо выученного музыкального произведения. В качестве примера может служить «слепая» работа на клавиатуре.

работа на клавиатуре

Изучение человеческого мозга показало, подсознание ошибается намного реже, чем сознание. Человеческий мозг на подсознательном уровне обрабатывает больше информации, чем осознает человек. Делая выводы, подсознание не отвлекается на эмоциональные и субъективные факторы, опирается исключительно на результаты сравнения с предыдущим опытом.

Как развить

Чтобы развить способности мозга, нужно регулярно нагружать его интеллектуальными задачами, такими как запоминание новой информации, овладение новыми навыками, решение головоломок, кроссвордов, математических и логических заданий. В рамках развития умственных способностей приветствуются принципы здорового образа жизни, в том числе ежедневная двигательная активность и полноценное, рациональное питание.

Возможности человеческого мозга безграничны. Только от человека зависит, каких рубежей он достигнет в течение жизни.

Ссылка на основную публикацию