Что такое эхолалия

Эхолалия – это неконтролируемое повторение слогов, слов, фраз, услышанных в чужой речи. Часто такие пациенты не понимают смысл высказываний, обращенных к ним, что приводит к автоматическому копированию услышанного фрагмента речи. Такие люди нередко страдают нарушением интеллектуального развития, умственной отсталостью разной степени тяжести, при общении оперируют ограниченным словарным запасом, не умеют выражать свои чувства и мысли.

задумчивый мальчик

Характеристика

Эхолалия – это в логопедии бессмысленное, автоматическое повторение слов собеседника. Явление в психологии относится к нормальным проявлениям развития речи в младенческом возрасте, когда ребенок автоматически повторяет звуки и слова, произнесенные родителями. Первые слова новорожденного формируются благодаря эхо-феномену.

Эхоподобные повторы доступных звуков из высказываний взрослых относят к группе естественных механизмов развития, основанных на эхо-феномене (например, эхокинезии – повторение движений, эхомимии – воспроизведение увиденной мимики).

Эхолалия выявляется у детей с задержкой интеллектуального развития, в норме такое нарушение речевой функции считается допустимым у детей до двух лет, что объясняется индивидуальными особенностями онтогенеза. Эхо-феномен полностью исчезает из речи нормально развивающегося ребенка к 3-летнему возрасту. Эхолалия у детей – это такое речевое расстройство, которое протекает в разных формах, что влияет на тактику лечения. Формы эхолалии:

  1. Непосредственная. Воспроизведение услышанной фразы происходит сразу, мгновенно. Например, на вопрос взрослого: «Что это?» пациент произносит идентичную фразу.
  2. Отсроченная. Пациент воспроизводит услышанную фразу спустя определенный промежуток времени – час, день, неделю.
  3. Смягченная. Повторяемый фрагмент чужой речи немного видоизменяется. Дети добавляют свои слова, переставляют слова местами, употребляют другие флексии (окончания слов, меняющиеся при склонении, спряжении). Нередко видоизмененная фраза становится аграмматичной, например, пациент может сказать: «У тебя пять пальцы».

корректировка речи

Отсроченная эхолалия нередко проявляется в повторении пациентом фрагментов из просмотренных мультфильмов, фильмов, прослушанных сказок. Дети нередко повторяют услышанные когда-то указания и запреты родителей, наставления врачей, педагогов, других взрослых. Клиническая практика показывает нередкое сочетание разных форм эхолалий, например, на вопрос: «Ты меня слушаешь?» незамедлительно звучит ответ «Вы что-то слышишь?».

Аутоэхолалия – повторение собственных завершающих слов фразы с угасанием громкости и звучности голоса при каждом следующем повторе. Аутоэхолалия нередко сочетается с эхолалией у детей с нормальным развитием до 2 лет и у пациентов старшего возраста с речевыми расстройствами разного типа и генеза.

Причины возникновения

Эхолалия у детей возникает как следствие перинатальной патологии (в период от 22 недели внутриутробного развития до 7 дней жизни). В этот период происходят важные структурно-функциональные перестройки ЦНС. Основные причины, негативно влияющие на становление и деятельность структур мозга головы:

  • Гипоксические, ишемические процессы, затрагивающие мозговое вещество головы.
  • Родовые травмы структур ЦНС.
  • Нейроинфекции.
  • Нарушение процессов метаболизма, токсико-метаболические расстройства.

Выраженность речевых нарушений варьируется. Степень проявления нарушений коррелирует с тяжестью повреждения структур ЦНС, которая взаимосвязана с интенсивностью и длительностью воздействия патологических факторов, сроком гестации, морфологическими особенностями, типичными для текущего гестационного возраста.

Гипоксически-ишемические, токсико-метаболические, инфекционные процессы, протекающие в тканях ЦНС, отличаются схожими патогенетическими механизмами, сопровождаются гибелью нервных клеток. В некоторых случаях ведущим фактором, провоцирующим нарушение речевой функции у детей, выступает генетическая предрасположенность. Механизмы развития до конца не изучены.

В ряде исследований эхолалия рассматривается как следствие расторможенности подражательного (имитативного) рефлекса. Некоторые исследователи связывают явление эхолалии у детей с затянувшимся, продленным периодом естественного использования механизма эхо-феномена. В числе других возможных причин называют непонимание пациентом адресованных ему высказываний, нейродинамическое расстройство, компонент аффективных реакций в синдроме аутизма.

аутизм

Эхолалия у пациентов детского возраста является типичным симптомом при аутизме. Считается, что они пытаются поддерживать разговор, боятся совершить ошибку, обладают ограниченным словарным запасом, что приводит к заимствованию речевых выражений у взрослых. Такие дети часто используют фразы, услышанные от других людей и зафиксированные в памяти. Подобная симптоматика иногда сопровождает заболевания глаз с нарушением остроты зрения.

Эхолалическая речь типична для пациентов с синдромом Ретта – генетически обусловленным заболеванием, которое встречается преимущественно среди девочек, характеризуется умственной отсталостью тяжелой степени и сопутствующими патологиями (деформация позвоночника – сколиоз, нарушение функции дыхания, судорожные приступы).

Эхолалическая речь наблюдается у пациентов с синдромом Туретта (генетически обусловленное заболевание ЦНС, характеризующееся моторными и вокальными тиками, копролалией – спонтанным высказыванием запрещенных, социально неодобряемых, нецензурных слов или фраз).

Клинические проявления у детей

Эхолаличная речь – типичный признак аутизма в возрасте старше 1,8 лет. Для детей, у которых диагностирован синдром аутизма, характерны речевые расстройства. Некоторые пациенты произносят лишь отдельные звуки (гласные, согласные), которые появляются спонтанно, редко и бесцельно. В других случаях наблюдается живая, активная речь, однако не отражающая объективную действительность и не представляющая ценности в плане коммуникационного общения.

Большинство детей с диагнозом аутизм повторяют слова и фразы, услышанные от других людей. Иногда ребенок повторяет исключительно окончание последнего слова несколько раз. В некоторых случаях речь идет о дословном повторении словесного выражения, полной имитации темпо-речевых особенностей, ударения и интонации. Дети точно пародируют голоса и фонологические нюансы других людей, особенно из ближайшего окружения – родителей, педагогов, врачей.

общение дочки с матерью

Этот феномен позволяет рассматривать эхолалию как особенность речевого поведения, когда дети запоминают, хранят, резервируют и воспроизводят слуховой образ, заимствованный из окружающей среды. Некоторые исследователи ассоциируют речевое расстройство с вокальной самостоятельной стимуляцией больного с диагнозом аутизм. Причем наличие речевых паттернов указывает на сохранность функций речи и речевого аппарата.

Эхолалия у детей с диагнозом аутизм является благоприятным прогностическим симптомом независимо от причины развития заболевания. Особенно если ребенок повторяет выражения и слова за взрослыми в рамках позитивной коммуникации – стремится поддерживать общение. У детей, способных повторять словесные выражения других, повышается возможность осознать значение общения, освоить речевые навыки, адаптировать собственные высказывания.

Особенности течения у взрослых

Эхолалия у взрослых диагностируется реже, чем в детском возрасте, нередко коррелирует с амнезией – неспособностью частично или полностью вспомнить опыт прошлого. Амнезия и сопутствующие ей нарушения возникают на фоне нейродегенеративных процессов, травм в зоне головы, метаболических расстройств (дефицит тиамина), перенесенных нейроинфекций (энцефалит).

Эхолалия у взрослых наиболее характерна для патологий, обусловленных органическим повреждением вещества головного мозга. Причиной возникновения речевых нарушений может стать инсульт, черепно-мозговая травма, опухолевый процесс с локализацией в тканях мозга. Психические расстройства, например, шизофрения, психопатии, нередко сопровождаются нарушением речевых функций.

Лечение

Основные методы коррекции эхолалии – психотерапия, логопедическая коррекция, устранение причин (лечение основного заболевания). В разработке программы терапии участвуют врачи разных специализаций. С учетом возраста пациента показаны консультации логопеда, психолога, невролога, нейропсихолога, неонатолога, дефектолога.

консультация логопеда

Для больного с диагнозом аутизм повторение речевых выражений – способ коммуникации с внешним миром. Если при общении с такими детьми объяснить им смысл высказывания понятным языком, они сделают то, о чем их просят. Если они не понимают смысл обращения, они дословно повторяют его.

В медицинской практике применяют метод обучения ребенка выражению «Я не знаю», которое он должен использовать всякий раз, когда не понимает смысла высказывания, обращенного к нему.

восстановление речи

Постепенно пациент овладевает техникой коммуникации в таком режиме. Эхолалия у детей поддается коррекции при помощи занятий с логопедом, которые направлены на расширение словарного запаса, освоение навыков построения предложений. В ходе занятий дети учатся выражать свои мысли, обдумывать и строить речевые конструкции.

В рамках комплексной терапии проводится психологическая работа по укреплению уверенности в себе, избавлению от страхов и повышенной тревожности. Чтобы лечить эхолалию при аутизме, редко применяют фармацевтические препараты. Для устранения явлений эхолалии в детской речи важно поддерживать здоровый психологический микроклимат в семье, оберегать малыша от стрессовых воздействий.

Эхолалия у детей до 2-х лет – естественный феномен в рамках нормального развития речевой функции. Повторение только что услышанных слов в старшем возрасте относится к нарушениям речевого развития, свидетельствует об ограниченном словарном запасе, сложностях понимания чужой речи.

Ссылка на основную публикацию